Эстетская романтическая комедия Джона Джоста «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» (1990) В Метрополитен-музее представлена большая экспозиция работ Яна Вермеера. Молодая женщина проходит от картины к картине, подолгу задерживаясь возле каждой. За ней деликатно, но неотступно следит мужчина. Наконец, он решается познакомиться. Гордон — трейдер, биржевой игрок, чередующий полосы финансовых успехов и провалов. Анна — французская актриса, пытающаяся построить карьеру в США. Неудачная попытка создать продолжительные человеческие отношения, столкновение возвышенного и материального, где внутренние качества противоречат выбранной профессии. Кино, которое сначала притворяется романтической комедией, быстро превращается в едва ли не философскую притчу, где рынок ценных бумаг рифмуется с художественными галереями, торгующими произведениями искусства. Эта лента Джона Джоста, одного из лучших независимых режиссеров США, которые снимают ультрамалобюджетное арт-хаусное кино, является условно дорогостоящей, поскольку обошлась в $250 тыс. долларов. Но она все равно предназначена преимущественно эстетам и киногурманам, в первую очередь — любителям творчества француза Эрика Ромера, преданным поклонником которого себя называет сам Джост. Так что не случайно, что на главную женскую роль он пригласил Эмманюэль Шоле, игравшую тремя годами ранее в «Друге моей подруги» Ромера. Тончайшее искусство диалога и прихотливая вязь человеческих отношений в столь «европейском» фильме Джона Джоста особенно изумляют тех, кто привык к совсем другому американскому кино — боевикам и фантастике. Однако данная лента великолепно подтверждает, что и в США имеются подлинные ценители прекрасного, например, потаенной женской красоты, будь она в реальной жизни или на проникнутых особой светописью и «тихой одухотворенностью» полотнах Вермеера Делфтского, на которые также стремится ориентироваться современный американский кинопостановщик, между прочим, удостоившийся в качестве художника ряда персональных выставок. Поскольку фильм проходит по категории артхаус, режиссер выбрал в качестве ключевой не самую очевидную и раскрученную картину Вермеера. Девушка на полотне позирует, кажется, с точно такой же сережкой, как и героиня более известного холста. Сергей Кудрявцев